Азбука КВН. Все от “К” до “Н”

Аббревиатура

8 ноября 1961г. состоялся первый эфир веселой телеигры.

Авторов, придумавших КВН, было трое: врач Альберт Аксельрод, журналист Сергей Муратов, инженер Михаил Яковлев.

Елена Гальперина, энтузиаст молодежной редакции, обратилась к Сергею Муратову с предложением придумать «что-нибудь веселенькое».  С этого обращения и берет свое начало история игры.

Революционный для тех лет телепроект было решено назвать в честь марки единственного выпускавшегося в то время  телевизионного приемника «КВН-49». Аббревиатура «КВН» стала первой удачной находкой авторов и маркой Клуба Веселых и Находчивых.

Из воспоминаний Елены Гальпериной:

Помню, я ехала в командировку, готовя оперативную программу. Вдруг в нашем вагоне появляется бригадир состава:
– Ваше место такое-то ?
–Да, а что?
–Вам телеграмма…
Дрожащими руками беру листок, читаю: «Ура! Нашли новорожденному имя – КВН. Марка первого телевизионного приемника, марка Клуба Веселых и Находчивых.»
.

 

«В»: игра Веселых   

В считанные годы веселая игра распространилась по всей стране. Играли на заводах, в селах, учебных заведениях и где только не играли. КВН начал существовать в 2-х форматах: телевизионном и не телевизионном. И в том и в другом случае должны соблюдаться основные принципы, которые делают КВН КВНом.

КВН – командная игра. Игровой процесс состоит из сочетания конкурсов-заготовок, импровизационных и экспериментальных конкурсов.

 

В игре участвуют

КОМАНДЫ
Зачастую участниками являются молодые люди, объединенные в команды по принципу принадлежности к учебному заведению, городу, или какому-либо другому признаку.

Чтобы победить, участники должны проявлять эрудицию, командный дух, находчивость и чувство юмора. Главным считается умение импровизировать на заданную тему в режиме «здесь и сейчас» изящно, остроумно, интеллектуально.

ВЕДУЩИЙ
Ведущий присутствует на сцене наряду с участниками. Он не только рассказывает зрителям, что будет происходить в следующий момент, но и обеспечивает драматургию игры, реализует сценарий, написанный авторами, задает ритм, импровизирует.

Успех игры во многом зависит от ведущего – он вовлекает в процесс зрителей, болельщиков, участников. Он должен обладать чувством юмора, уметь вовремя разрядить обстановку.

ЖЮРИ
Оценивает все происходящее жюри, которое находится в зрительном зале вместе со зрителями и болельщиками.

В жюри, как и в командах, должны быть «физики и лирики», уважаемые и известные эксперты в разных областях. И, разумеется, все они должны обладать чувством юмора. Любой из них должен быть готовым объяснить свои пристрастия и оценки, причем сделать это тактично, убедительно, и, разумеется, хорошим, внятным языком.

БОЛЕЛЬЩИКИ
В зале среди зрителей, как на спортивных трансляциях, собираются болельщики команд – группы поддержки, приглашённые участниками. Их задача эмоционально поддерживать любимую команду.  Выбирается и капитан болельщиков. Нужны и просто компанейские, дружелюбные ребята – обычные болельщики, создающие веселую атмосферу в зале, с азартом, но без фанатизма и агрессии. Тугодумы – веселые, но не находчивые, тоже вполне могут входить в команды болельщиков и поддерживать «своих» из зала.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ
Зрители в зале тоже участники КВН. Их реакция помогает  и командам, а порой и жюри, но, конечно, не является определяющим фактором.

Пока КВН собирает зрительные залы, он никогда не замкнется сам на себе.

АВТОРЫ
Люди, пишущие сценарий игры. Они должны придумывать новые, необычные конкурсы. Ставить эксперименты. Обеспечивать качество игрового процесса. От авторов зависит, насколько динамичным будет представление и какой социальный заряд будет нести игра. Хорошо, если они присутствуют в зале, переживают за процесс, слышат реакцию зрителей.

ВСЕ
Все эти люди являются непосредственными участниками Игры КВН. Их объединяет, прежде всего, атмосфера, ради которой они собираются вместе на сцене, в зрительном зале, у телеэкранов.

 

«Н»: игра Находчивых

«Чем больше предсказуемости в КВНе, тем меньше в нем КВНа.»
Сергей Муратов.

От КВН можно ждать любых неожиданностей, ведь каждая игра является экспериментом как для организаторов, так и для участников. Конкурсы и ход игры – сложившаяся структура, но внутри нее каждый раз присутствует импровизация, выдумка. Традиционный конкурс каждый раз может предстать в новом ракурсе.

СХЕМА ИГРЫ
На сцене появляется ведущий. Говорит вступительную речь. Затем на сцену выходят команды. Ведущий представляет команды, жюри, объявляет начало игры. Далее команды соревнуются в конкурсах, как это задумали организаторы. После каждого конкурса жюри оценивает происходящее при помощи табличек с оценками. Когда все конкурсы сыграны, жюри подводит итоги. Подсчитываются баллы, набранные каждой командой. Выявляется победитель. Жюри по традиции объясняет свои предпочтения, при этом могут быть отмечены лучшая шутка, лучший актер, лучшая импровизация. Действо завершается награждением.

 

Конкурсы

Традиционные конкурсы бывают трех типов: импровизационные, «замедленного действия» и приготовленные заранее. Их отличие заключается во времени, которое команда затрачивает на подготовку.

Помимо традиционных конкурсов, составляющих структуру КВН, в каждой игре могут быть свои конкурсы, меняющиеся от раза к разу, на актуальную тему, или просто забавную – для разрядки интеллектуального напряжения. Каждое соревнование – творческий эксперимент.

Рассмотрим возможные конкурсы.

ЗАГОТОВКИ
Все начинается с «Приветствия». Первый конкурс создает настроение, зачастую определяет предпочтение, отдаваемое той или иной команде. Это ее «визитная карточка». Известно, насколько важно первое впечатление. Побеждает команда, которая продемонстрирует наиболее удачные репризы и будет наиболее убедительной для зрителей.

«Домашнее задание», подготовленный конкурс, «сильный», с точки зрения его социального заряда. Если в приветствии больше оценивается юмор, то здесь важнее всего общая идея.  У кого она будет наиболее острой, оригинальной, поучительной, при этом актуальной, близкой зрителям – у того все шансы на победу. Жюри оценивает прямые вы​ходы в современность и точность сатирического прицела, а также «плотность» юмора. В целом домашнее задание – это театрализованное представление.

«Конкурс одной песни»или«КОП»– Домашний конкурс, суть которого выбирать подходящую песню с популярной мелодией и написать к ней новые слова.

 

КОНКУРСЫ «ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ»
Приводим примеры подобных конкурсов. Каждый раз они придумываются заново авторами сценария, а не используются от игры к игре – иначе ничем не будут отличаться от конкурсов-заготовок.

«Выездные задания».
Темы команды узнают прямо во время игры, они бывают самые невероятные: «…Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…», «Как добыть солнечную энергию из огурца?». Если первый вопрос предлагался преимущественно командам-лирикам, то второй – командам-физикам. Такое задание может быть и действительно «выездным», когда 2-3 человека отправляются «не знаю куда». А иногда исполнители просто уходят за кулисы, где придумывают текст, рисуют смешные картинки, пока другие члены команды продолжают соревноваться.

«Бриз»– «Бюро рационализации и изобретений».
Представляет собой описание изобретения команды (например, в форме инструкции по эксплуатации). Этот конкурс может быть как импровизационным, так и подготовленным, когда задание выдается до игры. В этом случае, изобретение бывает продемонстрировано со сцены в действии.

«Задача великого математика».
Командам зачитывается парадоксальная математическая задача. И пока они решают ее, играется следующий конкурс. Конечно, такой конкурс проводится, если обе команды имеют примерно равный багаж математических знаний.

 

ИМПРОВИЗАЦИОННЫЕ
«Разминка», обычно, это второй конкурс, идущий после приветствия, он дает стартовый ритм соревнованиям.

Неожиданные для команд вопросы могут задаваться и членами жюри, и зрителями из зала, или идет пикировка между самими командами. Командам задается вопрос, на который им предлагается остроумно ответить. Время на размышление ограничено. Обычно это 30 секунд. Побеждают те, кто будет наиболее изящен, остроумен, находчив. Иногда участники умудряются успеть сочинить ловкий ответ в рифму – это, как правило, восхищает зрителей.

«Дуэль Капитанов команд».
Этот конкурс бывает завершающим в игре. Взаимные заковыристые вопросы, острая пикировка, похожая на изящное сражение на шпагах. Очень ответственный конкурс. Как бы не проявила себя команда, но если капитан оказывается не остроумным, не находчивым, грубоватым или предсказуемым, это может в глазах жюри свести на нет все предыдущие набранные очки.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
Здесь также лишь примеры подобных конкурсов. Каждый раз они придумываются заново, в зависимости от состава команд, а не используются от игры к игре.

«Конкурс веселых художников».
Выбирается по художнику из каждой команды. Они рисуют изображения по заданию ведущего. Например мгновенно придумывают изобразительные символы отвлеченных понятий: любовь, храбрость, скорость. Конечно, побеждает тот, кто придумает наиболее парадоксальное изображение, а не сердечко, символизирующее любовь. Вариант другого, «разгрузочного» конкурса – рисуют с завязанными глазами.

«Конкурс кубов».
На сцену выносятся большие детские кубики. Каждая из команд должна построить из них дом. Оценить данный конкурс предлагается юным экспертам из детского сада.

«Аукцион знаний».
Конкурс на эрудицию. Ведущий на сцене с молотком предлагает болельщикам поиграть в аукцион. Расплачиваться знаниями – присуждается количество баллов за победу в вопросе. Например,«Какие растения любят калий?»– стоимость 2 очка. Ответ из зала : «Картошка».

  • Верно! Картошка, раз! Два!
  • Табак! Раз! Два! Продано! Какие витамины входят в состав помидора?

«Полезное домашнее задание».
Своеобразное домашнее задание было проведено много лет назад в небольшом городке Дубовка Волгоградской области. Энтузиаст КВН предложил школьным командам собрать материал о первых коммунистах Дубовки. В течение двух недель школьники опросили всех стариков, разыскали документы и фотографии, обследовали библиотеки, перерыли все чердаки. Экспонаты, собранные ребятами, не только принесли командам очки, но и положили начало будущему краеведческому музею.

 

«К»: дружелюбный Клуб

Назвать телепередачу клубом, значит сразу подчеркнуть ее неформальный характер: это клубное, коммуникационное братство единомышленников со своими внутренними законами.

Принципы Клуба

  1. Здесь и сейчас
    Важный принцип, пренебрегая которым, КВН отклоняется в сторону обычного шоу. Принцип импровизации раскрывает таланты каждого участника. Проверяет на прочность всю команду. Подогревает интерес зрителей.
  2. Соперничество
    Дух здоровой конкуренции внутри и между командами. В споре рождается истина. Участников соперничество заставляет постоянно развиваться, а зрителей азартно болеть за команду.
  3. Юмор
    Юмор – главное в игре. Участники должны быстро уметь связывать парадоксальные слова и понятия. Придавать им новый, неожиданный смысл. Тренировать интеллект. Виртуозно владеть русским языком.
  4. Социальный заряд
    Гарантия того, что происходящее будет важно для всей аудитории. Командами поднимаются острые вопросы, актуальные темы, вечные проблемы. Чем мощнее «социальный заряд», тем выступление команды кажется более значительным, да и юмористический эффект сильнее.
  5. Мораль
    «Что такое хорошо? Что такое плохо?». КВН стремится пропагандировать высокие ценности. При этом не стоит затрагивать темы, которые могут быть болезненными или оскорбительными для зрителей – такие как военные действия или катастрофы. Рекомендуется быть аккуратными с темами «ниже пояса». Это залог того, что после игры КВН человек уйдет с приятным, светлым ощущением от игры. Даже если он не будет хохотать до упаду, но оценит интеллект и парадоксальность мышления игроков, можно считать, что игра удалась, и выиграли все.
  6. Командность
    Не случайно «КВН» называли «интеллектуальным футболом». Здесь соревнуются в остроумии сформированные заранее команды (11 игроков плюс 2 запасных). В команду входят участники разных дарований: физики, лирики, эрудиты, актеры, люди музыкальные и умеющие рисовать. Чувство юмора и умение быстро ориентироваться обязательны для всех членов команд.

Очень важны  команды болельщиков, слаженность и энтузиазм которых может повлиять на исход происходящего на сцене.

Один из ключевых принципов – качество взаимодействия между участниками. От этого зависит успех.

  1. Дружелюбие
    В соревновании, помимо формальных правил, должен присутствовать дух рыцарства, джентльменское поведение, честная игра. В КВН стало считаться хорошим тоном, проявлять доброжелательность к соперникам.

Пресекаются любые недобрые издевки, направленные против команд соперников, за это снимаются очки. Это создает особую, кавээновскую, товарищескую атмосферу.

Кроме доброжелательности во время состязания приветствуется также дружелюбное общение в неформальной обстановке. Не только между теми, кто стоит на сцене. В создании игры участвуют организаторы, спонсоры, авторы, гримеры, режиссеры постановщики, реквизиторы и т.д. Они также являются членами Клуба веселых и находчивых.

 

Функционирование клуба
Капитаны команд и наиболее способные игроки не должны после передачи «уходить в небытие». Они могут войти в постоянный Совет Клуба, учреждать его устав, участвовать в выборе жюри. А главное – отстаивать критерии «КВН», блюсти его традиции.

Ракетоноситель
Аксельрод, Муратов и Яковлев полагали, что придуманная ими игра «КВН» лишь стартовая площадка, «ракето​носитель», который должен был, образно говоря, вывести игру по меньшей мере на три орбиты.

Первая орбита
Это КВН-спектакль, своеобразный поединок театров – Театр веселых и находчивых, весь построенный на откровенно подготовленных конкурсах.

Долгое время КВН развивался именно в этом направлении, набирая качество в постановке, приобретая элементы шоу. С каждым годом повышался визуальный уровень телевизионного продукта.

Вторая орбита
Конкурс эрудитов. Камерный конкурс, иногда вплоть до интеллектуальной дуэли всего двух соперников. Это направление породило множество интеллектуальных телепередач. Таких как «Своя игра», «Умники и умницы». Особняком стоит «Что? Где? Когда?», но это тоже, безусловно, конкурс эрудитов.

Третья орбита
Публицистическое документальное исследование, где поводом для разговора служит соревнование команд, а основным действующим лицом является жюри, которое размышляет на затронутую в конкурсе тему. В жюри должны находиться первоклассные эксперты, публицисты, писатели, ученые. Для них передача приобрела бы значение трибуны.

КВН. Послебуквие
Надеемся, хотя бы на три шага, нам удалось приблизиться к пониманию этой уникальной игры. Игры, которая может существовать десятилетия, адаптируясь к времени, преодолевая границы. Игры, которая пережила своих отцов-создателей, переживет и нас с Вами, дорогие читатели.

Игра с множеством вариантов развития. Она раскрывает в людях все самое талантливое. Делает нас веселее, адекватнее, терпимее. Мы от всей души рекомендуем Вам обратить внимание на эти три буквы – КВН. Они могут изменить вашу жизнь к лучшему…