Как играли в КВН с 1972 по 1986

История КВН уникальна не только для нашего, но и для мирового ТВ. Ни одна телевизионная игра в мире не существовала столько лет. Когда-то, в первый год игры, писатель Леонид Лиходеев заметил, что появился КВН, для которого, собственно и рождено само телевидение. Это был прообраз интерактивного телевидения. И в какой-то степени – прообраз ток-шоу, потому что ток-шоу – жанр, где участие в действии отводится и самим зрителям, а не только профессиональным журналистам. В КВН можно было быть самим собой – впервые на отечественном ТВ. Никаких нормативов, никакого протокола. Но мало того, оказалось, что КВН может существовать и вне экрана.

В 1972 году КВН был закрыт по решению тогдашнего главы телевидения. Четырнадцать лет, исчезнув с экрана, КВН продолжал жить, уйдя в народ.

Правила игры годились для проведения досуга в любом коллективе. Играли в домах отдыха, в конструкторских бюро и на заводах, в армии, в детских садах, школах, в институтах, и даже в тюрьмах устраивались свои КВН.

Играла вся страна, сохранив не только структуру, но и стиль, атмосферу, дух игры. Стали выпускать пособия, помогающие организовывать КВН.

Хотя авторы, придумавшие КВН в 1961 году (А.Аксельрод, С.Муратов, М.Яковлев) вынуждены были уйти из программы еще в 1963, игра долго продолжала нести их человеческие качества –джентельменство, рыцарство. Авторы и жюри, на первых же телевизионных порах, пресекали любые недобрые издевки, направленные против команд соперников, снимали за это очки. Это было быстро принято и усвоено игроками. Создалась особая, квэновская, товарищеская атмосфера, перешедшая с экрана в самодеятельные КВНы.

В стране начали играть в свой, так сказать «домашний» КВН, еще до закрытия, до вынужденного телевизионного перерыва. Сначала параллельно с телеобразцами, потом — не желая оставить популярное развлечение. Да так и продолжалось, пока не дождались возвращения игры на экран.

Причем интересно, что в самодеятельном КВН сохранялись те качества игры, которые постепенно уходили на телевидении. За несколько лет перед закрытием, стали играть команды из разных городов и республик, они ехали в столицу защищать честь своих родных мест, их провожали партийные и советские чиновники. Когда человек выступает в команде своего института — одно дело. Когда же он защищает честь города или даже республики, — совершенно другое. В «КВН» появилась практика заранее давать задания. Экспромтов становилось все меньше, амбиций все больше. К тому же, уже существовала предварительная запись и монтаж. (А в 1961 году, когда возник КВН, записи вообще еще не было изобретено, все шло в прямом эфире. Поэтому, увы, не существует документальных архивов первых лет).

В народном же КВН, без участия привлеченных профессионалов, возрождалась импровизация.

Конечно, уровень тех конкурсов, как в любой самодеятельности, был крайне неровный, зависящий от талантов участников. Но в любительских соревнованиях присутствовало изобретательство, спонтанное рождение шуток, рождающихся прямо на глазах. А «чем большее в КВН импровизации, тем больше в нем КВНа,» — считали авторы.

Формат игры был так удачно сконструирован, что любые участники находили в ней применение. Пригождались не только веселые и находчивые. Нужны были люди музыкальные и умеющие рисовать, толковые организаторы и эрудиты, да и просто компанейские, дружелюбные ребята. Участвовали даже обычные болельщики, создающие веселую атмосферу среди зрителей, с азартом, но без фанатизма и агрессии.

Может и поэтому, спустя 14 лет, зрители с такой радостью приветствовали возвращение любимой и доброй игры на телевидение.