КВН середины прошлого века: две концепции

Сегодня, когда КВН стал грандиозным коммерческим проектом, когда по Москве развешивают афиши будущих шоу (назвать это соревнованием не решусь) трудно себе представить, как это всё начиналось. А было это почти полвека назад. Неискушённый зритель, возможно, не знает что идеи почти всех программ подобного рода как в наше, так и в советское время были заимствованы. Все «Голубые огоньки», «Поля чудес» и т. п. являлись и являются кальками зарубежных проектов, правда, в советские времена они отрихтовывались соответственно идеологическим стандартам. А КВН впрочем, так же как и Что, Где, Когда – самостоятельные продукты творчества нашего ТВ.

Появление КВН было событием и для профи, по указанной выше причине, так и для советского телезрителя. Искушённый в понимании подтекста – нужда всему учила, зритель почувствовал, что появилась отдушина, и эти ребята студенты рискуют говорить в прямом эфире такое…

Трое молодых людей  Журналист Дима Муратов, врач Алик Аксельрод и инженер Миша Яковлев пришли в молодёжную редакцию ЦТ с идеей ВВВ – вечера весёлых вопросов. Передача удалась, но когда по одному из заданий на Шаболовку явилась толпа людей в валенках с фикусом и 8-м томом Джека Лондона у каждого – её закрыли. Но эта троица была очень напориста и уговорила Елену Гальперину – начальника молодёжной редакции на новую идею – так и родился КВН, чей бренд оказался столь долговечным. Наша компания, то есть наша команда Физтеха появилась в КВН во втором сезоне, для нас это была ИГРА – нам было весело играть и никакой «чести родного ВУЗа» не имелось в виду. Естественно мы стремились к победе и к победам – игра это спорт, а без стремления победить – нет спорта. Да это была весёлая игра, где требовались и юмор и знания и физическая подготовка даже. И, конечно, умение не лезть за словом в карман. Вроде бы наша команда обладала всеми этими качествами – без нас не обходился ни один концерт на традиционных вечерах встречи выпускников и студентов Физтеха, мы входили в редакции институтской и факультетских газет, да и образованы и эрудированны были достаточно широко. Достаточно сказать, что уже позже членами команды было написано множество научно-популярных книг и не только по своей институтской специальности. И в науке кавеэнщики Физтеха тоже преуспели – есть среди нас академик и член-корреспондент и докторов наук хватает, есть и лауреаты разных премий. И не только в науке преуспели – из команды вышли известные журналисты и артисты. К чему это я говорю? Да к тому, что КВН требовал людей широкого профиля – он был программой комплексной синтетической. Передача была безумно сложной – прямой эфир требовал высокой квалификации и огромной ответственности, ибо прессинг идеологии был и ещё какой! Мы, правда не чувствовали его, всю тяжесть брала на себя Елена Гальперина. Нас она сразу подкупила своей открытостью и, если угодно, честностью. Мы уже привыкли к тому, что начальство, даже в институте говорило нам что «это не смешно», а Лена хохотала над нашими шутками, но иногда говорила: Ребята – это здорово, но я хочу в понедельник выйти на работу! И мы, конечно, уважали это её желание, понимая, что она с нами заодно, а плетью обуха….

И как же всё-таки нам было весело играть в эти игры… Сейчас, оглядываясь на прошлое, думаю: а может всё дело в том, что нам всем было от 20 до 30 – молодости свойственно веселье. И всё-таки не в одной молодости дело – дело в той отдушине позволившей веселиться публично хоть и в рамках, но не самых тесных. Это дорогого стоило, и мы это ценили. Хотя курьёзов хватало. Мне конечно памятна история  матча с КИИ ГВФ, событие, которое действительно обсуждала вся страна, ибо аудиторией КВН мог поспорить с футболом и фигурным катанием. Так история с киевлянами развивалась так. Они чемпионы Киева, мы чемпионы Москвы. (вторая полуфинальная пара – рижане и ленинградцы). Питерских мы уже видели – нормальные ребята, а киевляне были для нас terra incognita и мы не подозревали что противником у нас не киевский ВУЗ, не Аэрофлот даже, а Украина – республика, с населением как у большой европейской страны. Ресурсы республики были отмобилизованы – киностудии режиссёрский корпус сопутствующие ансамбли танца, детские технические станции и даже денежные ресурсы. Всё это очень напоминает сегодняшнюю модель КВН. Но сегодня в коммерческий век это естественно (хоть и не всем нравится) а мы то и представить не могли, что нас ждёт. Началось с того, что приехавшие киевляне увидели, что мы знаем по имени отчеству многих в молодёжной редакции и тут же заявили – ну вы то все задания уже знаете, конечно. Это был не вопрос а утверждение – другого они и представить не могли. Не буду описывать сам матч – сражение между 11-ю студентами института и союзной республики. Мы проиграли – нам противостояли танцы народностей пышное шоу и т. п. а жюри оказалось не на высоте  — оно состояло пополам из киевлян и москвичей, а председатель – нейтральный рижанин Михаил Таль рассеянно обдумывал очередной гамбит и вообще как, оказалось, думал, что москвичи играют с рижским институтом ГВФ и в решающий момент его голос решил всё не в нашу пользу.  Мы были возбуждены и срывались подчас. Я в частности сорвал накладные усы с одного из киевлян одетых запорожцами (требовалось определить, что не так как у Репина) и нагрубил слегка великому Тимошенко (Тарапуньке), тот был членом жюри и старался ради своих сверх приличий. Но дело не в нашем проигрыше, я например его и не считаю поражением. Дело в том, что утром – конфликт обсуждала страна – гора писем (в нашу пользу завалила ТВ и редакции газет. По этому поводу заседала (!) коллегия Гостелерадио, где, кстати, я был оправдан. Таким образом, еще 45 лет назад столкнулись две модели, две концепции КВН. Я не знаю, писал ли кто из профессионалов тексты для киевлян, но уже позже, когда мы стали писать сценарии вместо ушедших Аксельрода и его команды, такие случаи бывали – это я знаю точно. Думаю что теперь это обычная практика – по крайней мере,  мне предлагали потрудиться на этой ниве с неплохим вознаграждением. Кстати если КВН – шоу, то почему бы не быть и авторам. А элемент соревнования – так ведь есть конкурсы песен: Евровидение, Сопот и т.п. И всё это шоу имеет право на жизнь. Тем более старый бренди сегодня имеет высокий рейтинг, что при обилии зрелищ нынче очень не просто. Конечно, теперь отдушина не нужна – КВНщики костят с экрана всех подряд вплоть до президента. И не только они – газеты и ТВ не отстают, не говоря уж об Интернете. А нет потребности в отдушине – пропала и Игра, пропала окончательно и бесповоротно, о чём я и мои друзья (те, кто дожил) сожалеем, но это факт только наших биографий.