Альберт Аксельрод с Натальей

Смена ведущих

Из диссертации доктора филологических наук Волковой Ирины Ивановны «ИГРА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФЕНОМЕН ЭКРАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

…Через три года после возникновения «КВН» телевидение рассталось с создателями игры. Дело в том, что ведущим «КВН» (вместе со Светланой Жильцовой) был один из авторов – Альберт Аксельрод, а руководство ТВ решило: негоже, чтобы самую популярную советскую телепрограмму вёл еврей, предложено было подобрать другого ведущего. Юридически это недоказуемо, в документах не зафиксировано, претензии высказывались редакции устно. Когда Аксельроду было предложено уйти с эфира и ограничиться обязанностями сценариста, он покинул «КВН», сочтя предложение унизительным, а за ним, по законам дружбы, ушли Муратов и Яковлев. К этому моменту, в первые полгода, ими была окончательно создана и обкатана в эфире модель-матрица игры «КВН» (разминка, конкурс капитанов, домашнее задание), то, что позднее получит название модульный сценарий, а затем – формат. По этому лекалу стали писать сценарии другие люди, модель «КВН» сохраняется, по сути, до сих пор, но авторство Аксельрода, Муратова и Яковлева не зафиксировано. Когда они пытались это сделать в 1964 году, в патентном бюро им отказали – в СССР тогда ещё не было подобного прецедента. Для нас, помимо морально-этических вопросов, принципиально важными являются два других момента.
Первый: с уходом Аксельрода, который как автор прекрасно ориентировался в материале и виртуозно шутил, ушла естественная импровизационная манера ведения «КВН», новый ведущий был бойким, телегеничным, но произносил не свой текст, а значит, в передаче впервые на уровне конферанса появился имиджевый, актёрский стиль. Другой момент: первый в отечественном вещании уникальный игровой формат не получил вовремя своего осмысления, не был адекватно оценён и в связи с этим не получил развития, которое планировали его изобретатели. У Аксельрода, Муратова и Яковлева было отчётливое понимание того, что придуманная ими игра – это своеобразная «ракета-носитель», которая может вывести игровое телевизионное творчество на несколько орбит. Одна – театр весёлых и находчивых, испытание артистичности, поединок, построенный на домашних заданиях. Вторая орбита – конкурс эрудитов, вплоть до интеллектуальной дуэли лишь двух соперников. И, наконец, третья, театр публицистический, где поводом для разговора служит соревнование команд, а действующими лицами станут члены жюри – первоклассные публицисты, писатели . Но всё это осталось в планах, не было воплощено в эфирных программах из-за ухода с ТВ создателей «КВН», которых теперь уже нет в живых.