Новости

Довольно долго шли поиски ведущих КВН. Сперва среди актеров, как это и было принято.

Понятие «ведущий» тогда еще не появилось, актеров на телевидении называли дикторами. Они выучивали написанный авторами сценариев текст и слово в слово произносили «подводки» между конкурсами. Поскольку передача была молодежная, ее вели студенты театральных институтов или молодые актеры.

Среди первых в этой роли «дикторов» КВН себя попробовали студент ВГИКа Элем Климов, молодые Олег Борисов, Александр Белявский, начинающие киноактрисы Наталья Защипина, Наталья Фатеева.

Они прекрасно играли свои роли. Но именно играли роли – роли веселых ведущих. Формат Клуба Веселых и Находчивых требовал иного подхода: в прямом эфире, в такой передаче, как КВН, возможны любые неожиданности. «Разруливать», решать их в ходе игры никак не входило в актерскую задачу.

Тогда было принято революционное по тем временам решение: ведущим должен стать Альберт Аксельрод.

Харизма, обаяние, умение молниеносно и остроумно реагировать на происходящее в зале и на сцене в купе с тем, что Аксельрод, будучи автором КВН, знал передачу «изнутри», подарили те темп и ритм, в котором и должны были происходить дружеские состязания.

Впервые на отечественном телевидении человек без профессиональной подготовки получил возможность свободно, без цензора общаться с аудиторией. Новый ведущий- автор не только виртуозно вел передачу, но и руководил ее процессом.
Зрители же получили возможность насладиться импровизационный стиль ведения программы, его живостью и искренностью. Приняли такой стиль мгновенно и с удовольствием. В письмах на телевидение зрители сочиняли стихи и слагали песенки: «Ликует радостный народ, выходит доктор Аксельрод», «И опять КВН к себе манит, зовёт, ах, какой молодец ты Альберт Аксельрод».

Вскоре, в 1961 году, к Альберту Юльевичу присоединилась обаятельная Светлана Жильцова. Они составили очень удачную пару, сложился постоянный дуэт ведущих, завоевавший сердца болельщиков и зрителей.

КВН был глотком свежего воздуха для страны. Набравшая за три года нешуточную популярность игра привлекала внимание не только рядовых зрителей, но и телевизионных властей. Где программу смотрят миллионы, там начинается политика. Руководство канала сочло национальность Аксельрода недостатком, перевешивающим все его достоинства: когда речь идет о самой популярной советской передаче, ведущим должен быть русский.

Конечно, юридически это недоказуемо – редакцию «прессовали» устно. Редакция долго сопротивлялась, потом устала. Аксельроду было сделано устное предложение: остаться только соавтором сценариев.

Сочтя предложение унизительным, если не откровенно расистским, Аксельрод ушел из КВН. Вслед за ним, решив поддержать друга, ушли двое других создателей КВН – С. Муратов и М. Яковлев.

Для того, чтобы найти замену Аксельроду, организаторы устроили небольшой конкурс на «пост» соведущего Светланы Жильцовой. Главным стал капитан команды КВН МИИТ Павел Контор.
Однако, в последний момент Контор взял самоотвод, предложив кандидатуру студента МИИТа Александра Маслякова.
Контор сказал тогда: «Он хороший! Он талантливый!» и… не соврал. Юный Александр Масляков обаял руководителей передачи и в скором времени стал вести игры Клуба Веселых и Находчивых бок о бок со Светланой Алексеевной.

Такой дуэт ведущих, также полюбившийся поклонникам игры, успешно взаимодействовал с командами и зрителями вплоть до закрытия передачи ы 1971 году.
Долгие 15 лет КВН был закрыт, но в 1986 году бывший КВН-щик Андрей Меньшиков и поэт Борис Салибов стали инициаторами возрождения телепередачи.

Сперва ими был предложен смелый ход: сделать ведущими игр компьютеры «Сашу» и «Свету», но передачу, все-таки, доверили вести людям. Стать ведущими возрожденного КВН пригласили уже знакомых зрителям Светлану Жильцову и Александра Маслякова.
Однако, Светлана Алексеевна возвращаться в эфир отказалась, и Александр Масляков стал единственным ведущим игр.
Является он им и по сей день.